Характерной особенностью уходящего года стало довольно серьезное увеличение отечественного производства топлива. А в следующем году главный его производитель – Кременчугский НПЗ “Укртатнафты” – может еще больше нарастить производство. Об этом говорится в аналитической статье сайта “Минпром”.
По предварительным прогнозам, в общеукраинском потреблении на него придется свыше 2,5 млн т из общих 11 млн т.. Это на 400 тыс. т больше, чем годом ранее. Такого солидного прироста не наблюдалось никогда, начиная с 2015 г. А до 2015-го внутренне производство вообще падало. Случилось, наконец, то, чего ждали годами. Акционеры Кременчугского НПЗ начали инвестировать в модернизацию завода и это сразу же отразилось на его продуктивности. Если в прошлом году завод переработал 2,5 млн т нефти, то в нынешнем вплотную приблизился к 3 млн т. По словам главного технолога НПЗ Юрия Голича, в 2021-м на “Укртатнафте” ожидают увеличения переработки еще на 0,5 млн т, а в течение следующих 5 лет при благоприятных обстоятельствах предприятие вообще может выйти на проектные мощности в 7 млн. т переработанной сырой нефти за год. Как следствие, предложение кременчугского топлива на рынке может увеличиться вдвое. И это повод для грядущего передела рынка (хотя, скорее, в оптовом, чем в розничном сегменте).
Конкурентам “Укртатнафты” бояться еще рано, но волноваться уже можно начинать. Поскольку бизнес-группа Игоря Коломойского сделала несколько реальных шагов для укрепления рыночных позиций Кременчугского НПЗ, в т. ч. и финансовых вливаний. Во-первых, в октябре-2020 на заводе ввели в эксплуатацию новую установку изомеризации мощностью 350 тыс. т в год и стоимостью около 30 млн USD. Как утверждает первый заместитель председателя правления “Укртатнафты” Руслан Ляпка, это самая крупная инвестиция в национальной нефтеперерабатывающей отрасли за последние 30 лет, но она должна окупиться уже через два года. Это произойдет из-за того, что завод полностью откажется от закупки импортного МТБЭ – специальной добавки к высококтановым бензинам. До сих пор на нее тратилось примерно 50 млн долл. в год. Ну, и сами объемы выпуска высокооктана можно будет увеличить.
Во-вторых, “Укртатнафта” планомерно наращивает импорт нефти, понимая, что ресурса из украинских месторождений никак не хватит для качественного прыжка. Сейчас в структуре обеспечения завода сырьем на импортную нефть уже приходится 42%. По данным агентства Argus, за январь-ноябрь “Укртатнафта” получила более 1 млн т нефти с моря, что на 243 тыс. т больше, чем за аналогичный прошлогодний период. В основном импортировалась азербайджанско-туркменская смесь БТД. Но также было ввезено и около 300 тыс. т нефти происхождением из США. И наконец, третий важный технологический успех “Укртатнафты” – существенное сокращение на выходе неприбыльной мазутной фракции. По словам главного технолога Юрия Голича, в текущем году выпуск мазута уменьшился на 40%. Да и то, производили его преимущественно вначале года, а концу этот продукт свели почти к нулю.
Акцизные хороводы
Дополнительным стимулом для «Укртатнафты» может стать перераспределение ставок акцизов на разные виды нефтепродуктов в Украине. Сейчас, например, акциз на сжиженный газ в 4 раза ниже, чем на бензин – 52 евро против 213 евро за 1000 л. Акциз на ДТ находится на среднем уровне – 139,5 за 1000 л. Такая пропорция подогревает потребительский спрос на автогаз и снижает на бензин. Для бизнес-группы Игоря Коломойского это не очень выгодно. Ведь, кроме “Укртатнафты”, в ее управлении находится и самая большая в стране АЗС-сеть, состоящая из более 1500 станций. Полностью обеспечить их бензином и дизельным топливом мощности Кременчугского НПЗ позволяют, а вот сжиженный газ приходится завозить, причем все в большем количестве. Импорт же СУГ обходится дороже, чем производство собственных нефтепродуктов, а зарабатываешь на его продаже меньше, чем на бензине или дизеле.
Поэтому еще год назад лоббисты Игоря Коломойского в Верховной Раде подготовили законопроект предлагающий уравнять ставки акцизов на все виды топлива, продающиеся на АЗС. С первого захода инициатива не прошла, но в этом процессе количество попыток не ограничено. По состоянию на декабрь-2020 в парламенте уже было зарегистрировано 4 законопроекта на эту тему. Наиболее компромиссным выглядит вариант, предложенный главой парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андреем Герусом. В его проекте, предлагается уменьшить акциз на бензин с 213,5 до 169,5 евро за 1000 л, акциз на СУГ— поднять вдвое (с 52 евро до 124,5 евро за 1000 л). В то же время на повестке дня остается и законопроект об унификации ставок для всех видов топлива на уровне 139,5 евро/1000 л. Под ним подписалась целая группа депутатов (преимущественно от “Слуги народа”) во главе с Алексеем Мовчаном, мажоритарием от Кременчуга. Скорее всего, именно между инициативами Геруса и Мовчана развернется главная борьба в сессионном зале.
Согласно расчетам разработчиков, вследствие повышения акцизов на сжиженный газ розничные цены на него вырастут ориентировочно на 2,5 грн/л. Но прогнозируются и позитивные эффекты – удешевление бензина, рост доходов бюджета (более чем на 4 млрд грн в год) и уменьшение зависимости от импортного газа из России. В авторской группе Мовчана утверждают, что сегодня Украина на 75% зависит от импорта СУГ из РФ, а принятие их закона сократит эту зависимость до 50%, а потребление сжиженного газа на 1 млн т. Впрочем, таможенная статистика утверждает, что указанный в объяснительной записке процент серьезно завышен, так как в 2019-2020 г. российская доля в импорте СУГ держалась на уровне 45%.
Идею выравнивания ставок на СУГ и бензин поддержала и компания “Укргазвыдобування” – еще один производитель сжиженного газа в Украине, кроме Кременчугского НПЗ. На декабрьском форуме LPG Ukraine 2020 коммерческий директор “Укргазвыдобування” Сергей Федоренко предложил сделать это не одномоментно, а в два этапа. По его словам, если допустим установить ставку акциза на СУГ и бензин на уровне 145 евро за тысячу литров, то соотношение между ценами в топливной рознице составит 56-68% в пользу автогаза. Подобная пропорция серьезно ударит по популярности автогаза в Украине. Но на других крупных газовых рынках Европы – Беларуси, Польши, Турции – она и сейчас такая. И хотя в 2021 бюджетный год Украина вошла со старыми ставками акцизов, высока вероятность, что уже на зимних сессиях у депутатов дойдут руки к этому вопросу.
Как сообщалось ранее, в 2021 году акционеров “Укртатнафты” ждет еще одна перспективная история: “Нефтегаз” сообщоил о возможности продажи государственного пакета акций. А право купить его, в первую очередь, получат частные акционеры…